Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет

Человек в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни. Взрослые, в большинстве своем, могут противостоять влиянию негативной информации, фильтровать ее. Дети из-за отсутствия жизненного опыта и знаний в области информационной безопасности не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников.
развернуть

Безусловно детско-родительские отношения играют большую, значимую роль в становлении личности подростка, семья должна выступать в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. И когда семья, кровная или приемная, действительно является источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, тогда у родителей есть возможность распознать тревожные сигналы влияния «опасных игр» в социальных сетях на их ребёнка, легче установить доверительный контакт и направлять своих детей в отборе нужной и безопасной информации в сети Интернет.

Сегодня особенно важно повышать цифровую компетентность несовершеннолетних и их законных представителей, информировать о потенциальных рисках, которым подвергаются подростки в сети, а также обучать методам защиты от сетевых угроз.

Что может служить индикаторами низкой цифровой компетентности?

  • Родители не знают о средствах технического контроля за безопасностью ребенка;
  • Родители не могут помочь детям при решении всех проблем в Сети;
  • Родители чувствуют себя неуверенными интернет-пользователями;
  • Большинство детей не обращаются за помощью к родителям, т.к. считают эту помощь бесполезной;
  • Каждый третий родитель не знает о проблемах ребенка в Интернете;
  • Многих родителей пользоваться Интернетом научили дети.

Можете ли вы ответить, что мешает нам взрослым осваивать новые возможности, которые нам предлагает цифровой мир?

Барьеры, которые мешают родителям развивать цифровую компетентность:

- цифровой разрывпсихологически проявляется не только в «отставании родителей от детей, сколько в отсутствии «опережения» в цифровой компетентности. Это не позволяет родителям выступать в качестве экспертов, передающих опыт;

- ювенойя – страх за подрастающее поколение (склонность к ограничениям, а не к реальному решению проблем);

- тропофобия – страх перемен, особенно усиливается, когда стремительные технологические изменения ведут к социальным и психологическим переменам.

- неофобия – страх всего нового, страх перед неизвестностью.

- технофобия – страх или тревога, связанная с использованием технологий, а также враждебные или агрессивные установки в отношении новых технологий.

 

Виды интернет-рисков.

Широкое распространение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека оказывает существенное влияние на его социальную адаптацию. Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Интернет становится все более значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков. Наряду с представляющимися возможностями использования интернета как инструмента социализации, благодаря которому раздвигаются границы познания, возрастают возможности удовлетворения потребностей, расширяются рамки общения и взаимодействия, многократно возрастают и риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь ребенка.

Риски, с которыми сталкивается пользователь интернета, многообразны. Их несет на себе разнообразная информация, размещаемая в Сети. Как указывают исследователи «само понятие риска является субъектно-отнесенным: риск связан с ситуацией, в которой возможен неблагополучный исход, с ситуацией опасности; но исход зависит от выбора и действий человека».

В ряду актуальных для сегодняшней интернет-среды рисков, связанных с использованием интернета детьми и подростками, специалисты выделяют следующие:

- Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

- Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.

- Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.

- Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.

- Интернет-зависимость, навязчивое желание войти в интернет и невозможность выйти из интернета, патологическая, непреодолима тяга к интернету, «оказывающая пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, семейную или психологическую сферы деятельности».

В последнее время все большее распространение получают риски, связанные с вовлечением несовершеннолетних в опасные группы и сообщества. Это, прежде всего, так называемые «группы смерти», которые вовлекают детей и подростков в выполнение опасных заданий, приводящих в конечном итоге к суициду. Это так же экстремистские группы, внушающие несовершеннолетним идеи о несправедливости мироустройства и их особом предназначении в «улучшении мира», посредством его «очищения от недостойных» и вовлекающие в незаконную экстремистскую деятельность. Это и группы, предлагающие несовершеннолетним «работу», заключающуюся в незаконной деятельности (прежде всего, в распространении наркотических и других запрещенных веществ и т.п.).

Каждый из этих видов рисков способен принести непоправимый ущерб эмоциональному благополучию и психологическому здоровью ребенка, поэтому требует тщательного анализа и нивелирования.

Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителями (иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старшим братом или сестрой) либо по согласованию с ними.

Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать возрасту и развитию Вашего ребенка. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. В то же время слишком жесткие правила либо запреты для ребенка, обладающего достаточным опытом и знаниями, могут повлечь игнорирование им всяких правил и использование выхода в сеть Интернет без какого-либо контроля родителей.

Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. Он должен быть оснащен поддерживаемой производителем версией операционной системы с установленными актуальными обновлениями. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Замещающими родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки. При необходимости на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать и ограничивать деятельность ребенка в Интернете. Используйте лицензионное программное обеспечение.

В настоящее время наблюдается бурный рост информационных технологий и сети Интернет, в частности. В связи с этим программные, организационные меры обеспечения безопасности постоянно развиваются. Замещающие родители должны быть нацелены на саморазвитие в данной сфере и корректировать поведение детей в соответствии со складывающимися условиями.

 

Подсказки для родителей

Советы родителю по обеспечению интернет-безопасности детей.

 

  1. Будьте другом своему приемному ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы. Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.
  2. Расспросите воспитанника о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
  3. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру кредитной карты или банковским данным. Объясните, что никому нельзя сообщать пароль к своим страницам.Ребенок должен четко знать, что частная жизнь должна оставаться частной. Например, в настройках «Вконтакте» выберите вместе с ребенком режим приватности «Только друзья», и никакой злоумышленник не сможет просматривать информацию на страничке вашего ребенка.
  4. Попросите несовершеннолетнего рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
  5. Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
  6. Установите четкие правила пользования Интернетом для своего ребенка. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
  7. Объясните ребенку, чтобы никогда не говорил и не писал в Сети того, чего он не мог бы сказать человеку в лицо. Интернет скрывает истинные лица собеседников, и ребенок может не знать с кем общается и как его собеседник может отреагировать на те или иные слова. Одно неосторожное слово может обидеть человека, а может даже разозлит его. Правила хорошего тона действуют везде, даже в виртуальном мире.
  8. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.
  9. Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.
  10. Оградите ребенка от ненадлежащего веб-содержимого. Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях от неизвестных источников, открывать различные вложения. Такие ссылки могут вести на нежелательные сайты, или содержать вирусы, которые заразят Ваш компьютер. Удаляйте с Вашего компьютера следы информации, которую нежелательно обнаружить Вашему ребенку (журнал событий браузера, электронные сообщения, документы и т.д.).
  11. Установите на компьютер антивирусную программу. Хороший антивирус – союзник в защите Вашего ребенка от опасностей Интернета.
  12. Научите ребенка критически относиться к информации, найденной в Сети. Не все, что опубликовано в Интернете – правда.

 

Родители могут разговаривать с детьми, обсуждать последние тренды, вникать в интересы ребенка (в том числе и в онлайн-игры), изучать матчасть и термины, которыми пользуется ребенок в онлайн- и офлайн-пространстве, учиться находить правильные связи между собой, ребенком и интернетом. Но вложить в голову ребенка здравый смысл могут только родители, а не какие-то программы.

 

Педагог социальный Лидского РСПЦ

Каменецкая И.Т.

свернуть